Как снять фильм на «Оскар» за $10 тысяч и зачем США украинское кино

Как снять фильм на Режиссер Валентин Васянович

Украина выдвинула на «Оскар» фильм «Уровень черного» режиссера Валентина Васяновича. Доберется ли она до шорт-листа, узнаем в январе 2018 года, а само вручение статуэток состоится 4 марта. Интересно, что всего месяц назад режиссер уверял, что выдвигать картину на эту премию не собирается, однако это произошло, и победа на национальном уровне для него стала неожиданностью.

— Валентин, поздравляю с выдвижением на «Оскар». Но когда мы с вами говорили перед Одесским кинофестивалем, вы сказали, что не собираетесь подавать картину на конкурс. Почему передумали?

— Мы с продюсером приняли такое решение в последний момент. Подумали, что в связи с тем, что фильм выходит в прокат 31 августа, все-таки стоит это сделать. Лишний информповод не помешает. Это была идея продюсера и дистрибьютора картины Дениса Иванова.

— Киноэксперты говорят, что для успешного участия в «Оскаре» крайне желательно, чтобы картина засветилась на международном кинофестивале класса «А». Вы планируете до марта будущего года побывать на подобном мероприятии?

— Да, такого фестиваля мне не хватает. Но нас уже пригласили на крупный фестиваль в основную конкурсную программу, правда, не класса «А». Но чудеса бывают. До зимы будет еще Варшавский кинофестиваль, который относится к нужной категории, может, нам повезет попасть туда.

Кадр из фильма «Уровень черного»

— Вы сняли артхаусное кино о кризисе среднего возраста, но такие картины не имеют в нашей стране больших кассовых сборов?

— У нас не только артхаус, но и зрительское жанровое кино не приносят больших денег. У нас мало кинотеатров для того, чтобы окупался любой фильм, к сожалению. На сегодняшний день у нас все кино убыточно, и все оно снимается для того, чтобы как-то сохранить культуру и для развития, чтобы в ближайшем будущем выйти на окупаемые проекты. Что касается темы фильма, то мне сложно сказать, почему я за нее взялся. У меня не было в начале идеи, только потребность что-нибудь снимать. В итоге вышел фильм понятный и близкий всем, ведь все люди проходят через потерю родителей, у всех бывают проблемы с любимыми девушками, женами. Это история о расставании.

— К слову, насчет сюжетов фильмов, которые выдвигаются на «Оскар», постоянно ведутся споры. Одни считают, что в картине обязательно должна быть некая этническая составляющая, национальный колорит. Другие настаивают на том, что история должна быть без границ — универсальной и никаких этно-мотивов. Вы сторонник какого подхода?

— Я сторонник того, что не нужно прибегать ни к тому, ни к другому. Кино должно быть органичным. Когда я снимаю фильм, то не задумываюсь над тем, что нужно сделать, чтобы кому-то понравиться. Я просто делаю и все. Но считаю, что выпячивать национальную культуру не стоит. Она и так есть в реакциях героев, их истории, типажах и лицах. Но специально насыщать чем-то туристическим не нужно — это плохо.

— Чем можно подкупить внимание американских киноакадемиков?

— Мощной кампанией. Самое сложное и важное, это показать максимальному количеству киноакадемиков фильм и поговорить о нем. И желательно накормить всех и напоить. Но для этого нужны деньги: минимум $70 тыс., а оптимально — $200 тыс. В общем, нужно ехать в Америку и искать тех, кто будет помогать устраивать показы в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Чикаго, т. е. нужен большой и мощный промотур. Тогда люди поймут, что это за кино, и в их голове что-то отложится.

— Вы пойдете таким путем? Еще можно подключить к промокампании режиссера Мирослава Слабошпицкого, чье имя в Голливуде уже знают.

— Я еще совсем не думал об этом. Тем более не до конца уверен, что мы сможем найти деньги и будем все это делать. У нас уже на старте многого нет, что делает наши позиции слабыми. Поэтому есть два выхода: либо ехать и все это делать, либо ничего не делать вообще и ограничиться только тем, что это выдвижение поможет прокату картины в Украине. Более того, у меня сейчас в разработке проект, который я планировал как раз снимать зимой и весной. А это означает, если я сейчас займусь промо «Уровня черного», то мне придется отложить съемки нового фильма. Но мне очень не хочется переносить работу над ним. Поэтому нужно сейчас выбрать, как мы дальше работаем.

— Бюджет «Уровня черного» более 14 млн грн. Где нашли такую сумму?

— Это неправда. Бюджет моей картины всего $10 тысяч, и это полностью мои средства.

— Почему решили вложить свои деньги, ведь коммерческий успех картины в нашей стране это, скорее, лотерея?

— Потому что когда хочешь снимать, но возможности такой нет, тебе очень дискомфортно. Поэтому есть у тебя деньги или нет, ты должен снимать. У меня в этом острая и ярко выраженная потребность.

— Бюджет, конечно, очень маленький. Но если бы у вас было не десять тысяч, а десять миллионов долларов на картину, то чтобы в ней изменилось?

— Я даже не думал об этом. Это тогда совсем другая категория и ближе уже к жанровому кино. Для европейского артхауса миллион долларов — это средняя цена авторского кино. А десять миллионов — это уже другая категория, и мне сейчас сложно оперировать такими цифрами. Мне комфортно в той нише, в которой я нахожусь сейчас. Будь у меня больше денег на эту картину, я не знаю, чтобы я добавил. Возможно, это была бы совсем другая история. Произошло то, что произошло, и результат мне нравится. Сцены придумывались и составлялись по принципу, чтобы это не было дорого. Целый ряд ограничений, который у меня был, заставили меня максимально сфокусироваться на изображении. Собственно, в этом и состоял мой эксперимент.

Кадр из фильма «Уровень черного»

— Как в вашу картину, да еще и на главную роль, попал совершенно неизвестный актер Константин Мохнач?

— Он не актер, а настоящий фотограф, как и главный герой. Я никого специально не искал на эту роль, он просто мой давний приятель и просто попал в мое поле зрения.

— Если ваша картина попадет в шорт-лист «Оскара», это даст вам возможность снимать в других странах. В какой из стран хотелось бы поработать?

— Мне комфортнее снимать здесь, в Украине. Если картина действительно станет заметной, то мне это поможет найти в Европе сопродюсеров, откроет рынки для проката и облегчит попадание на разные фестивали.

— Слабошпицкому после победы на разных фестивалях стали поступать сценарии, которые он обязан рассматривать. В случае попадания в шот-лист у вас тоже будут такие предложения. Хотелось бы попробовать переключиться с арт-хауса на блокбастеры?

— Я знаю, это сценарии из Америки. Но я к этому не готов и я пас. Мне не нравится то, что в американском кинематографе режиссер играет гораздо меньшую роль, чем в европейском. В Штатах продюсерское кино, и продюсер может давить на режиссера совершенно законно. В Европе же прописано, что продюсер не может вмешиваться в творческую часть.

— Опять же, статус даже номинанта позволит вам заполучить актера популярного в Штатах или Европе. Кого бы хотелось снять?

— Я об этом еще не думал, но в новом фильме, который я запланировал снимать зимой, мне понадобится европейская актриса, лучше французская. Роль, правда, эпизодическая, но в сценарии она уже прописана. Но именно над именем я не думал, все-таки все упирается в деньги и в то, кто войдет в копродукцию.

— Какая тема будущей картины?

— Действие происходит на востоке Украины, и рассказывать она будет о том, как рушится индустриальное мифическое существо, воспетое Дзигой Вертовым в «Симфонии Донбасса» в советские времена, и хоронит под собой людей, и о том, как людям приходится выживать в сложившейся ситуации. Фильм о деиндустриализации Донбасса.

Материалы по теме:

Зачем в Украине дают деньги под провальное кино

Нашутить на квартиру. Евгений Янович рассказал, как сделать карьеру комика в Украине

Миссия выполнена. Как украинского режиссера позвали в Голливуд